Чайка

размещено в: Кино и театр, Литература | 0

Осип Браз. Портрет А. П. Чехова (1898)17 октября 1896 года в петербургском Александринском театре впервые была представлена публике новая пьеса Чехова “Чайка”. Премьера закончилась оглушительным провалом. Автор покинул зал уже во время второго действия и зарёкся писать для сцены.

Антон Павлович Чехов начал работать над пьесой в Мелихове в 1895 году. “…Комедия, три женских роли, шесть мужских, четыре акта, пейзаж (вид на озеро); много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви”, – писал он 21 октября 1895 года Суворину, а в ноябре сообщает название пьесы – “Чайка”, замечая, что пишет её “вопреки всем правилам драматического искусства”.

В пьесе “Чайка” нашли свое отражение судьбы людей, близких Чехову.

Так, в сложной сюжетной канве “Чайки” своеобразно преломилась история неудачного покушения на самоубийство И.И. Левитана, жившего в имении А.Н. Турчаниновой на берегу озера в тверской губернии, куда приезжал по вызову Чехов. Об убитой Левитаном чайке вспоминают А.Н. Турчанинова и художница С.П. Кувшинникова. Л.С. Мизинова полагала, что в “Чайке” многое заимствовано из её жизни: Мизинова имела ввиду перипетии её романа с писателем И.Н. Потапенко, хорошо известные Чехову. В характере Аркадиной современники узнавали некоторые черты актрисы Л.Б. Яворской, которой одно время увлекался Чехов. Писательница Л.А. Авилова вспоминала о подаренном Чехову брелоке, где были указаны страница и строки книги Чехова. Если найти эти строки, то можно прочесть:

“Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми её”.

Чехов читает пьесу «Чайка» артистам МХТ, 1898 год
Чехов читает пьесу «Чайка» артистам МХТ, 1898 год

Провал “Чайки” был для автора тяжелейшим ударом – была осмеяна и освистана пьеса, утверждавшая отказ от рутины, штампа, прокладывающая новые пути в искусстве. Однако ближайшее будущее показало, что это был провал не “Чайки”, а старых, отживших свой век театральных традиций, против которых решительно выступал Чехов в своей пьесе, и, что было решающим, – самой своей пьесой, её новой поэтикой, требовавшей коренных театральных реформ. В скором времени эту реформу удалось совершить К.С. Станиславскому и В.И. Немировичу-Данченко, создателям Московского художественного общедоступного театра. Своей триумфальной премьерой 17 декабря 1898 года Художественный театр реабилитировал чеховскую пьесу. Силуэт летящей чайки стал эмблемой театра, а Чехов – его постоянным автором.